|
Это мало посещаемое туристами место, изобилующее интересными руинами, находится примерно в 30 км. к востоку от Мадабы и 40 км. от горы Небо.
Этот город был идентифицирован с Кастрон Мефаа в 1986.
Древнее название читалось в надписях мозаичного этажа церкви св. Стефана и в церкви Львов.
В 1807 году в Умм аль-Расасе побывал Ульрих Зеетцен.
Раскопки начались летом 1986 года и продолжаются до сих пор. Место это было обитаемым по крайней мере с Железного века (7-6 вв. до н.э.). Найдено множество сооружений (набатейского, византийского и др. периодов).
При раскопках были найдены базальтовые детали, на которых были вырезаны изображения сфинкса, скарабея, именем Амон.
Частью какого сооружения они являлись ранее - не известно.
В период Византийской империи и Омейядского халифата это было процветающее христианское поселение, относящееся к епархии Мадабы.
Раскопки идут не только на местах, в которых располагались культовые сооружения, но и там, где располагались жилые постройки. Некоторые находки были скрыты под слоем песка и щебенки, превышавшем 3 метра.
Приблизительно в двух км. к северу от укрепленного города находится самая высокая древняя башня Иордании. Это довольно странное и непонятное сооружение: высота ее приблизительно 15 метров, построена она в византийский период, имеет форму квадрата в сечении, без входной двери и внутренней лестницы. Есть мнение, что башня использовалась для проживания монахами-отшельниками, но это лишь одна из версий предназначения этой башни. Рядом с башней - неплохо сохранившееся здание византийского периода и цистерна.
Церковь св. Стефана
При строительстве церквей в Умм аль-Расас были использованы детали сооружений римского периода и более ранних сооружений. К примеру, три блока с набатейскими и тамадическими надписями были найдены в восточной стене церкви Святого Стефана в апсиде церкви Епископа Сергия.
Мозаики церкви св. Стефана считаются одними из лучших мозаик византийского периода на Ближнем Востоке.
К сожалению, многие из мозаик, содержавшие изображения людей,
были подвергнуты варварской "коррекции" в эпоху иконоборчества.
Считается, что на этих панно были изображены портреты благотворителей и сцены охоты.
Большой интерес представляют 29 изображений ближневосточных городов, расположенных по краю мозаичного панно. Среди них восемь городов Палестины: Иерусалим, Наблус, Себастия, Цезарея, Аскалон, Диосполис (Лидда), Элеутэрополис, Газа; девять городов Иордании: Кастрон Мефаа (Умм аль-Расас), Мадаба, Филадельфия, Есевон (Хесбан), Маин, Ареополь (Рабба), Карак, Диблон, Лаймбон, а так же десять городов в Нильской Дельте, среди которых - Александрия.
Мозаика была закончена в 757 г. н.э.
|